elnn.ru

Зарегистрирован:
8 лет 6 месяцев назад
Индекс цитирования

postheadericon «Еще долго на рынке будет мода на экономию и сокращение издержек»

Интервью с Марией Клейменовой, менеджером по развитию бизнеса BitDefender компании "Аксофт".

- Какие потери понес российский ИТ-рынок в 2009 году?

- Ни для кого не секрет, что ситуация на рынке аппаратных и программных средств в период кризиса складывается чуть ли не противоположным образом. Если в 2009 году продажи "железа" довольно сильно упали, то в сегменте программного обеспечения такого падения не произошло. Рынок софта ощутил снижение спроса, но в меньшей степени. Кроме того, сама схема поставок ПО позволяет всем игрокам этого рынка очень сильно снижать свои риски - нет таможни, несопоставимо ниже складские затраты, расходы на логистику. В период кризиса все это становится особенно критичным.

- Как изменился рынок ПО?

- Начиная с 2006 года рынок программного обеспечения в России рос очень высокими темпами, но, тем не менее, дистрибьюторы аппаратных средств не торопились заниматься этими продуктами. В период же кризиса диверсификация бизнеса для них стала острой необходимостью. К тому же выход на рынок ПО для широкопрофильных дистрибьюторов "железа" не слишком затратен - их дилеры так или иначе покупают софт. На данный момент широкопрофильные дистрибьюторы "железа" стали включать в свои линейки программное обеспечение. Сегодня можно уже говорить, что они становятся полноправными игроками софтверного рынка.

Для антивирусного же рынка одним из главных событий 2009 года стал выпуск компанией Microsoft бесплатного антивируса Security Essentials для домашних пользователей. Первый антивирусный продукт от Microsoft, Windows Live OneCare, показывал не слишком хорошие результаты в тестированиях, к тому же задумывался как платный сервис. Поэтому угрозы для других игроков рынка в нем не было. Новая же версия продукта Microsoft уже показала себя очень хорошо с технологической точки зрения, и это совершенно бесплатный продукт. На рынке и раньше существовало достаточное количество бесплатных антивирусов для домашних пользователей, как, например, Avast!, AVG, Avira. Но с появлением такого продукта у Microsoft можно говорить о том, что сам по себе антивирусный функционал теперь стал для домашних пользователей бесплатным. Трудно пока точно сказать, к чему это приведет. Но я думаю, для производителей антивирусного ПО настало время, чтобы задуматься, за что именно теперь должны платить пользователи. Впрочем, для многих игроков поезд уже ушел - нельзя мгновенно перестроить линейку и включить в свои продукты новый функционал.

- Как изменился потребитель?

- По моим ощущениям, спада в сегменте информационной безопасности в прошлом году не произошло. Думаю, в отчетах игроков российского рынка мы увидим рост в 2009 году. Для всех заказчиков целостность и конфиденциальность информации является той статьей расходов, которую сокращают в последнюю очередь, а антивирусные продукты в России как раньше использовало, так и будет использовать практически 100% корпоративных заказчиков. Да и государство за легальностью софта продолжает следить.

- С каким настроением вы проводили 2009 год? Каким оказался прошедший год для вашей компании?

- Летом 2009 года был открыт отдел специальных проектов "Аксофт", задачей которого является помощь вендорам, недостаточно представленным в России и СНГ. В первую очередь мы направили свои усилия на развитие бизнеса с BitDefender. В мире продажи этой компании показывают очень высокий рост, в некоторых странах BitDefender занимает ведущие позиции. Но в России этот разработчик пока является недооцененным. Начиная проект и учитывая насыщенность российского рынка антивирусов, а также непростые для всех игроков кризисные условия, мы не ставили наполеоновских планов. Тем не менее, объемы продаж в 2009 году превысили наши ожидания.

- Какие ожидания от первой половины 2010 года?

- Сегодня у нас оптимистичные прогнозы относительно выхода на российский рынок программных продуктов BitDefender не только в силу их качественных характеристик, но и учитывая складывающуюся на российском рынке ПО ситуацию. Во-первых, государство в последнее время уделяет пристальное внимание регулированию рынка информационной безопасности и тем самым подогревает его. Вторым фактором, который может оказать влияние на рост продаж нового разработчика в России, является кардинальное изменение партнерской программы крупнейшего здесь игрока - "Лаборатории Касперского". Сейчас реселлерские компании, занимающиеся продажами заказчикам SMB-сегмента, то есть компаниям, имеющим от 5 до 500 рабочих мест, находятся в ситуации неопределенности. Высокая маржа, которую они привыкли получать, продавая антивирусные продукты, для многих реселлеров теперь в прошлом. Для того, чтобы зарабатывать деньги на информационной безопасности и дальше, многим из них придется перестраивать свой бизнес: продавать "по входящим запросам" теперь уже не получится.

- Какие планы на 2010 год?

- Несмотря на то, что сделано уже немало - локализованы домашние версии продукта, запущена техническая поддержка на русском языке, в марте выходят в продажу коробочные версии продуктов, задач на 2010 год много. Мы планируем завершить локализацию корпоративной линейки BitDefender, сертифицировать продукты на соответствие закону о защите персональных данных и многое другое.

- Каким будет 2010 год для российского ИТ-рынка?

- Сейчас трудно делать какие-то прогнозы, вокруг слишком много неопределенности. Хотя, по ощущениям, самые трудные времена для рынка подходят к концу, но четкого понимания, что же будет дальше, ни у кого нет. Например, как изменится и изменится ли ситуация с защитой персональных данных, будет ли переработан закон, если да, то в чем. На ситуацию в канале значительно повлияет изменение партнерской программы "Лаборатории Касперского" - для многих реселлеров этот продукт был вторым "двигателем" после Microsoft. Еще очень важно отметить, что канал продаж в России формировался в условиях быстрого роста - с 2006 по 2008 год рынок программного обеспечения в России рос на сотни процентов. Таким образом, можно лишь фантазировать, как изменится рынок, но есть четкое понимание, что изменится значительно, и так, как раньше, уже не будет.

- Какие будут драйверы роста? Какие сегменты ИТ-рынка будут наиболее динамично развиваться?

- Хоть многие и говорят, что острая фаза кризиса уже позади, мне кажется, еще долго на рынке будет мода на экономию и сокращение издержек. Лучше всего будут продаваться те продукты, которые позволят снизить стоимость владения ИТ-инфраструктурой. Еще, конечно же, как и раньше, опережающими темпами будет развиваться сегмент информационной безопасности.