elnn.ru

Зарегистрирован:
8 лет 6 месяцев назад
Индекс цитирования

postheadericon Западные менеджеры научились давать взятки, как в России

В кризис менталитет сотрудников крупных европейских компаний приблизился к российскому: ради нового контракта каждый третий пошел бы на взятку. Готовность поступиться этическими нормами присутствует как у клерков, так и у топ-менеджеров. При этом каждый из них друг другу не доверяет и уповает на регуляторов.

Экономический шторм существенно потрепал корпоративную этику Старого Света, свидетельствуют результаты исследования Ernst & Young "Управление рисками мошенничества в Европе". Две трети респондентов (от рядовых сотрудников до руководителей крупных компаний в 25 странах) признали: взяточничество и коррупция у них широко распространены. 40% указали, что проблема усугубилась именно в кризис.

В крупных европейских компаниях не скрывают: ради нового контракта не грех пойти на взятку или оплату представительских расходов. Лично на это решился бы каждый третий респондент. В Греции (44%) и в России (39%) чаще всего дают деньгами. В Норвегии, напротив, избегают расплачиваться наличкой.

Четверть опрошенных полагает, что рыба гниет с головы, и не доверяет своим руководителям. Почти 60% респондентов не исключают: ради достижения поставленных целей начальники могут поступиться этикой. "Поступились бы!" - не отрицает половина опрошенных начальников.

При этом руководство не особо беспокоится о том, чтобы исключить мошенничество со стороны подчиненных. Почти 80% респондентов не обучено противодействию взяточничеству и коррупции. И только треть полагает, что такие ценные указания в их компаниях вообще есть. Процент обученных мал даже в тех странах, где с коррупцией активно борются регуляторы - во Франции и Германии (по 20%) и в Великобритании (26%).

Три четверти респондентов уверены: персональную ответственность за выявленные в их компаниях факты мошенничества или взяточничества должны нести члены советов директоров. 77% опрошенных уповают на регуляторов. За жесткий контроль со стороны особо ратуют в наиболее пострадавших от кризиса странах - Португалии, Ирландии, Испании и Греции (80% опрошенных).

"Компании неадекватно реагируют на факты мошенничества и коррупции, что удивительно на фоне действий ряда стран по ужесточению контроля за этими преступлениями", - отмечает руководитель международного отдела услуг в области расследования мошенничества E&Y Дэвид Сталб.

Впереди Европы всей по традиции Россия. Почти 40% респондентов упомянули, что за последние два года в их компаниях были факты серьезного мошенничества. И лишь пятая часть (предпоследнее место) констатировала усиление противодействия корпоративному мошенничеству.

"Кризис - это всегда испытание, и когда сворачивается спрос, падают цены, а вокруг еще и конкуренты, этика сразу дает сбой, даже если она накапливалась веками, как в Европе, - говорит председатель "Деловой России" Борис Титов. - Но Европа быстро вернется на круги своя, а мы останемся где были. Пока российский рынок не станет развитым - частным по преимуществу, а не нефтяным или финансовым, а конкуренция - реальной, говорить о прогрессе в корпоративном управлении нелепо".

Коррупция и взяточничество в России - правда жизни, соглашается глава организации "ОПОРА России" Сергей Борисов. "Речь идет не только о взаимоотношениях бизнес-власть, но и бизнес-бизнес, - поясняет он. - Более мелким компаниям приходится договариваться с более крупными, чтобы получить у них заказ, и это бьет по рентабельности. К сожалению, понятия репутации в России пока нет".